Если вы в поиске советов о том, как обращаться с ужасным, заносчивым, шумным и грубым коллегой, с которым невозможно работать – вы найдёте множество советов в Интернете. Но как определить, не являетесь ли и вы сами таким раздражительным сотрудником? Как понять, что вы – не тот, кто усложняет работу команде, не тот, кто вечно вмешивается в чужие дела и вообще любыми способами досаждает своим коллегам?
Элементарно: просто для каждого станьте любимым сотрудником.
Если вы сможете следовать этим базовым советам, вы не просто убережёте свое имя от попадания в список "худших работников всех времён", вы к тому же получите место среди абсолютных фаворитов.
1.Выполняйте свои обещания.
Ничто не расположит коллег быстрее, чем репутация человека, отвечающего за свои слова. Делая то, что вы обещали сделать, будь то выполнение задания раньше сроков, отправка электронного письма, за которое вы взялись, или отчет, который вы обещали подготовить - ваша команда вскоре поймёт, что на вас можно рассчитывать, что вы способствуете успеху всей команды. (И в награду ваши коллеги с гораздо большей вероятностью приложат усилия, чтобы так же выручить вас.)
2.Будьте отзывчивы, и не только когда вам что-то нужно.
Каждый любит, когда его работу хвалят. Тем не менее, очень часто сотрудники предоставляют это боссу - раздавать их коллегам скупые похвалы. Или просто используют их в качестве лести, предшествующей просьбе (например: «…а ты здорово поработал над тем проектом в PowerPoint. Кстати, прикроешь меня сегодня на встрече с клиентом?»).
Вместо такого отношения, не скупитесь на отзывчивость. Пусть коллега знает, что вам понравилась её статья, или отметьте, что доклад вашего партнёра по команде был сильным и цепляющим. Не перегибайте палку, чтобы ваша команда не усомнилась в подлинности ваших слов - просто будьте искренним. Если вы видите, что работа сделана хорошо, следуйте этим советам – скажите об этом!
3.Относитесь к чужому времени как к своему собственному.
Когда сроки поджимают, вы хотите иметь возможность работать не отвлекаясь. И в конце рабочего дня вы хотели бы уйти из офиса в положенное время, не будучи в самый последний момент остановлены срочной просьбой. Проще говоря, вы хотите уважения к вашему времени – так и в свою очередь, уважайте чужое. Это предполагает выполнение вашей части задания, оставляя достаточно времени вашему коллеге, для выполнения его части; появление на встречах в положенное время; разграничение просьб и действительно чрезвычайных положений, ответ на письма и сообщения в приемлемый срок. Ваши партнёры по команде сразу же поймут и оценят то, что вы не принимаете их самих и их время как данность.
4.Не усугубляйте напряжение.
Сегодня электронная почта – это центральное звено практически в любой работе, и достаточно трудно каждый день разбираться с мощным наплывом сообщений. Поэтому ваши коллеги вряд ли оценят то, что вы перегружаете их ящики письмами с настолько расплывчатым, несвязным содержанием, что им требуется целый ряд дополнительных пояснений, чтобы понять, что же вы пытаетесь сказать. Чтобы удостовериться, что ваши письма лаконичны и содержат достаточно содержательного контекста, вспомните эти 23 неписаных правила написания электронных писем.
5.Признавайте свои ошибки.
Никто не хочет проблем на работе, но есть что-то более достойное восхищения в человеке, который элегантно признаёт свои ошибки, чем в том, кто постоянно пытается уйти от ответственности. Это кажется парадоксальным, но сделав шаг навстречу и заявив: «это моя вина, и я всё исправлю», вместо того, чтобы сказать: «проблемы бы не возникло, если бы Дмитрий делал свою работу», вы завоюете уважение команды, особенно, если вы доведёте дело до конца и всё-таки решите проблему (а затем выясните, как в будущем избежать этой ошибки).
6.Умейте отстать.
Беседа с коллегами - естественная часть офисной жизни. Кто не любит проводить утро понедельника, болтая о том, кто и как провёл выходные? На самом деле – это любят не все.
Если вы хотите пользоваться благосклонностью коллег, научитесь наблюдательности, чтобы уметь замечать, что ваш коллега хотел бы приняться за работу, а не выслушивать, стиснув зубы, очередную несвязную историю о том, что произошло вчера в «счастливые часы»*.
*Примечание: «счастливые часы» - время, когда алкогольные напитки в баре продаются со скидкой.
Ваш коллега молча кивает, потянувшись за наушниками? Отвернулся к компьютеру, оказавшись спиной к вам? В ответ неохотно протягивает "ммм?" Последуйте его примеру и приберегите ваши истории для другого времени или коллеги.
7.Не стойте в стороне!
Безусловно, умение во время отстать с разговорами не значит, что вы не должны быть частью жизни ваших коллег. На самом деле, очень даже должны. Вы не обязаны быть лучшими друзьями с каждым в команде, но, развивая взаимоотношения с коллегами, с некоторыми из них вы могли бы установить крепкую связь. Поэтому иногда пообедайте вместе, встретьтесь в баре, подпишитесь и общайтесь в Твиттере. Поделитесь небольшой частью своей личной жизни, задавайте вопросы о жизни коллег. Демонстрируя заботу, большую, чем просто заинтересованность в способности сотрудника составлять формулы в Excel, вы заработаете доверие и друзей.
В конечном счете, все сводится к здравому смыслу. Относитесь к коллегам с уважением, добросовестно работайте, будьте тем, с кем не скучно, и вы запросто получите статус фаворита в вашей команде. А если ничего из этого не помогает, принесите пончики. Все любят коллегу, который приносит пончики.